Художественное наполнение сцены

 автор: Андрей Береснёв andbery.com

Чаще всего, в проектах на коленке или с начинающими специалистами, коллеги не до конца понимают необходимость и возможности художественного департамента. 
"Какая еще художка? Поставим круто свет, возьмем анаморфики и будет все как в кино".
Магия в том, что в работе над проектом существует большое количество возможностей рассказать историю при помощи таких инструментов как: цвет, локация, одежда, элементы интерьера и наполнения ключевых объектов в кадре. 

В этой статье я хочу показать вам работы ребят с моего обучения. Их кадры и опыт расскажут о том, как за небольшие бюджеты с минимальной командой (все сам продакшн) можно рассказывать историю цветом, реквизитом и образами.

Работа Dastan Zhumagulov 

Цветовая гармония

Увидев картинку, первое, на что обращает внимание наш глаз, так это на контраст цвета. В силу человеческой физиологии, мозг стремится увидеть комфортный баланс и равновесие в цвете. Посмотрите продолжительное время на зеленый квадрат, закрыв глаза, вы увидите тот же квадрат красного цвета. Мозг стремится к балансу контрастов. 

Для более детального объяснения есть несколько теорий и исследований на этот счет: работа с последовательным и симультанным контрастом. Но мы не об этом.

Исходя из определенных физиологических правил, на настоящий момент, в мире классического изобразительного искусства существует определенный свод цветовых гармоний. Это набор комбинаций, который дает целостное и уравновешенное восприятие изображения. Говоря простым языком, в идеале, каждый используемый в кадре цвет, должен быть чем-то обоснован. Должен быть дружелюбным в комбинации с другими цветами кадра.

Про цветовые комбинации рассказано достаточно, если вы не знакомы с базовыми гармониями, рекомендую их нагуглить.

Гармония в цвете отлично задает стилистику сцены, рассказывает историю, подчеркивает настроение и порой может охарактеризовать героя. Цветовые гармонии могут выражаться как в объектах, так и в оттенке, температуре света. 

Работа Дмитрия Тихонова

Обратите внимание, как цветовое решение работает на настроение сцены. Дима подобрал соседние друг от друга цвета, чтобы добиться аналоговой гармонии. Так же хитро избавился от белых стен, при помощи теплых приборов. В итоге теплые элементы одежды и интерьера подружились с аналогичной температурой света. 

Логика такой постановки. Подчеркнуть настроение чилла и внутреннюю атмосферу героев хиппи.

Посмотрите на художественное наполнение, оно тут не просто так. Каждый объект говорит о связи с этими героями. 

Вот так выглядела сцена до постановки.

Фортепиано пришлось убрать, так как не вписывалось в логику сцены, да и визуально оно нагромождало композицию.

По факту было применено простое правило, все ненужное безжалостно выкидывается из кадра, все нужное дополняется. 

Под ненужным подразумеваются те вещи, которые не соответствуют истории кадра, не работают на гармонию цвета.

История

Согласитесь, со временем скучно работать с гармонией просто потому, что это является каноном в изобразительном икусстве. Порой гораздо интереснее расширить рамки и научиться рассказывать историю при помощи цвета. Цвет может делать арки для героев, подчеркивать характер и настроение персонажей.

Этого приема и добился Дастан. Далее с его слов.

Работа Dastan Zhumagulov 

СЮЖЕТ СЦЕНЫ: 

Первый персонаж, мужчина, попал в некую передрягу с опасной преступной группировкой и теперь пытается скрыться. Он зашел в маленький глухой бар, чтобы пропустить стакан виски прежде чем пуститься в бега. Однако, это было ошибочным действием, так как второй персонаж, девушка киллер, успела его выследить и пришла чтобы привести смертный приговор в действие. 

ЦВЕТ:

Для создания эмоционального напряжения в кадре мне хотелось использовать двух враждующих между собой персонажей.

Мне было интересно попробовать использовать в кадре аналоговую цветовую гамму, так как нейтральный интерьер должен хорошо принять на себя плавные градации оттенков, плюс мне давно хотелось отойти от уже приевшейся комплементарной гармонии, и попробовать что-то другое.

 

Сцена снята на Blackmagic Pocket Cinema Camera 4k + Metabones Speedbooster 0,71 + Tokina 11-16 2.8 (wide shot) / Sigma 18-35 1.8 (medium shot) + Tiffen Black Pro Mist 1/2

Как Дастан усилил историю? Он охарактеризовал каждого из героев своим цветом. Борьба строится не только на уровне истории, но и на уровне визуала.
В кино такие приемы можно встретить часто. Особенно рекомендую посмотреть визуальный стиль повествования в "Макбет". В картине цвет рисует герою арку. История начинается с холодных оттенков, а заканчивается на оранжевых тонах безумия и гнева.

Место, время, эпоха

Как увидеть эпоху и сеттинг истории с первого кадра? Конечно же по интерьеру, декорациям и образам героев.

Работа Дмитрия Чередникова 

Съемка рекламы одежды в формате квадрата в ленту инстаграма. 

Идея видео строилась на том, чтобы снять сцену диалога по телефону двух подружек в стиле ретро. Задача, воссоздать ретро эпоху при помощи локаций, одежды и образов героинь. Исходная локация была пустая студия с паркетным полом. 

Логично, что для воссоздания атмосферы ретро эпохи нужен подобающий реквизит. Так оно и было сделано: одежда, прически, предметы в кадре. Но так же обратите внимание на то, что помимо наполнения отлично смотрится их цветовое сочетание. Дима использовал триадную и аналоговую гармонию цвета для придания эстетики в кадре.

Еще один пример работы над атмосферой в стиле ретро от Tony Mesher. 

Обратите внимание на элементы наполнения сцены. Они как бы намекают на временные рамки данной композиции. Так же заметьте как удачно подобрана цветовая гармония. Чем не киношный кадр? :)

Итог

Художественное наполнение решает довольно значимые творческие задачи в кадре:
 

- Дарит зрителю эстетический кайф, от баланса цветовых комбинаций. Достигается при работе с гармониями.
Помогает усилить настроение в сцене при помощи цвета. 
- Дает понять зрителю какая эпоха в кадре, какое время или сеттинг, что за город или страна.
Помогает рассказать историю о персонажах. Цвета могут создать арку для персонажа: был одним, а стал другим. Цвет дает возможность привязать одного или нескольких героев к какому-то цвету. Тем самым появятся ассоциации персонажей и цветовой палитры, которая их окружает и характеризует.